Опубликовано: 7 октября 2021 / Обновлено: 20 марта 2022
Психология цвета

Эпоха алхимии — цвета и философский камень

В эпоху Средневековья происходит расцвет алхимии, которая берет свое начало из жреческой культуры. Одна из фундаментальных концепций алхимии заключается в том, что природе можно подражать: самое естественное и совершенное творение – создать то, что подобно себе.

Эпоха алхимии - цвета и философский камень

Что такое алхимия

Алхимическая теория и практика основывались на так называемой идее первоматерии, которая разделена на четыре первовещества:

  1. огонь,
  2. воздух,
  3. воду,
  4. землю.

Каждое из этих первовеществ наделено определенными признаками, комбинация которых приводит к переходу одного первовещества в другое.

Согласно этим представлениям, огонь – жаркий и сухой, воздух – жаркий и влажный, вода – холодная и мокрая, земля – холодная и сухая.

Процесс превращения одного в другое предполагает определенный алгоритм: если от горячего и сухого огня отнять жар мы получим холодную и сухую землю – золу, если холодную и мокрую воду подогреть – результатом станет воздух, горячий и мокрый. Такие свойства определяют взаимосвязь стихий природы.

Согласно алхимической теории, любой объект может быть лишен всех свойств и низведен до первоматерии, после чего вновь воссоздан из нее, но уже с новыми и лучшими качествами.

Задачей средневековых алхимиков было создание таинственных веществ, главным из которых считался «философский камень». С его помощью алхимики стремились создать совершенного человека, равно тому, как из неблагородных металлов они надеялись получить золото.

Учение о цвете в алхимии

Сохранившиеся трактаты свидетельствуют о том, что теория и практика алхимии основывались на учении о цветах. Согласно этому учению, материя переменяет несколько раз свой цвет. Проследить правильное течение процесса сотворения «философского камня» помогает точная последовательность смены цветов.

Цвета делятся на 2 класса: главные и второстепенные.

Главных цветов три: черный, белый и красный.

Ко второстепенным относятся промежуточные цвета, которые являются переходом от черного к белому и от белого к красному. Философ и ученый Альберт Великий в своем трактате «Состав составов» писал, что камень имеет три цвета: он черен в начале, бел в середине и красен в конце.

Еще: Учение о цвете Й. В. Гете

Значение цвета

Чернота сравнивается со смертью и гниением, белизна – с жизнью. Белизна означала победу жизни над смертью, то, что земля и вода сделались воздухом. Тело очищается путем превращения в дух.

Такой процесс соответствует идее о том, что душа – золотая сердцевина человека – заключена в тело, ее высвобождение дает возможность воссоздать совершенный индивидуум с новыми свойствами.

Последняя стадия предполагает возникновение красного цвета. Его появление означает удачное завершение сотворения «философского камня». Красный цвет – признак зрелости.

Поиски «философского камня» и попытки его создания принимали буквальный смысл: люди искали камень, порошок, жидкость. Усилия оборачивались разочарованием, а стоило всего лишь заглянуть в себя. Все стадии сотворения «философского камня» необходимо воспринимать образно, философски.

Красный цвет – это сотворение зрелой личности, у которой душа едина с телом и духом, что может быть достигнуто только в результате «закаливания в печи» – накала жизненных страстей. Такой алхимик, наконец, может вырваться за пределы своего естества и вступить в единство со Вселенной.

По материалам:  Е.Ю. Антоненко "Язык цвета"

Оставьте комментарий