Опубликовано: 8 октября 2021 / Обновлено: 20 марта 2022
Психология цвета

Цвет у первобытных народов

Давным-давно, когда люди жили общинами, шили одежду из шкур, занимались охотой и собирательством, они понимали цвет гораздо лучше, чем  мы теперь. Они имели большую связь с природой и умело пользовались силой цветов и оттенков. Люди одушевляли цвета, наделяя их чертами птиц, зверей, растений и природных явлений.

С годами вокруг человека становилось всё больше предметов, которые он делал своими руками, а потом раскрашивал в соответствии со своими внутренними представлениями о характере цветов. У людей тогда ещё не было красок, но они уже использовали символы.

Учёные заметили, что наиболее часто встречающиеся цвета наскальных рисунков – красный, белый и чёрный. Эти же цвета выбирались и при исполнении важнейших ритуалов повседневной жизни.

Белый цвет всегда нёс в себе доброе начало. Он символизировал чистоту, благо, жизнь, здоровье, искренность, добро, счастье.

Восприятие белого цвета в первобытных общинах

Белый – самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не
«обозначает» цвет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников – царей, жрецов, вельмож.

В ритуалах ндембу и всех других примитивных народов белый цвет, в виде одежды, окраски, талисманов, употребляется как знак очищения и приобщения к добру.

300px-Gobustan1987_4sУ первобытных людей белая краска использовалась в магических ритуалах.  Белый – это цвет божества и добрых духов, противостоящий черному как цвету демонических и злых сил. Белый цвет встречал человека при рождении и провожал в последний путь.

Почему же белый цвет использовался одинаково при рождении и смерти? Потому что первобытные люди не считали умершего человека исчезнувшим без следа. Люди верили, что умерший воплощается во вновь родившемся человеке или становится божеством, духом.

Белый цвет играл важную роль в ритуале жертвоприношения.  Самым могущественным богам в жертву приносились животные белого цвета или они были окрашены белой краской.

Белый — свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый — эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения.

В древности бесцветные или просто светлые вещества называли белыми. Белой считалась и вода, так как белый цвет связывался и с теми благами, которые дает вода. Отсюда значение белого как символа чистоты, безгреховности, безмятежности.

Символика и значения черного

Антипод белому – чёрный цвет.

Он означал темноту, мрак, ночь, смерть, страх, бездну. Чёрный цвет выражал всё самое негативное в жизни первобытных людей. «Чёрные» ритуалы всегда были связаны со смертью, либо с порчей и т.п. Чёрный считался цветом злого колдовства. К «чёрным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили чёрную краску.

Кроме того, чёрный символизировал гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние.

Чёрный цвет обладал не только отрицательными значениями, но также и положительными. В некоторых случаях он мог означать силу, красоту, мудрость и удачу.  Например, у племён засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, чёрные животные и птицы приносились в жертву во время ритуала вызывания дождя. Кроме того, люди с особо черными волосами считались красивыми.

Чёрный — это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, он становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Чёрный – сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада.

Е.П. Блаватская и J.G. Frazer  отмечали, что у первобытных людей чёрный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (чёрная, оккультная или бессознательная) мудрость.

Еще: Метгемоглобинемия (синие люди), симптомы, причины и лечение

Красный в цветовой символике первобытных людей

Красный цвет является единственным хроматическим цветом из этих трёх. В первую очередь красный ассоциируется с кровью.

738px-AltamiraBison

Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека. Найденная первобытными людьми красная охра была воспринята ими как кровь мифического первочеловека-гиганта, демиурга, из тела которого было создано всё живое.

Красный цвет – это сила, защита, устрашение, воскрешение. Например, в ритуале, посвященному рождению ребёнка, новорожденному наносились красные точки на различные части тела, чтобы он рос сильным и здоровым. У входа в первобытную пещеру изображалась красная рука, чтобы отпугивать злых духов.

Силу красного цвета признавали не только колдуны, но и воины. Они раскрашивали свои лица красной краской. Это должно было придать им храбрость и силу. Также они прикладывали к своим ранам красные тряпицы или красную глину. Это была первобытная цветотерапия.

Главенство белого, чёрного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др.

Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племён этого острова чёрный выражает низменное, неприятное, злое; белый — радость, свет, надежду, чистоту; красный — силу, могущество, богатство, успех.

Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный — кровь. Практически, сходные значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый — мир, счастье; красный — успех, торжество; черный — смерть.

В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и жёлтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Жёлтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий — к чёрному.

Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращённое или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями.

Библиография

Б. Базыма «Цвет и психика». Монография.

Мария Бриль «Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать».

Дженис Линдси «Всё о цвете».

[свернуть]

Оставьте комментарий