Цвет в восточной культуре

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

Три цвета – белый, чёрный, красный – имели большое значение  для жителей Востока.

Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде: «красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального) огня — цвет первичных вод, чёрный цвет (материального) огня — цвет изначальной земли. Так в огне исчезает всё то, что, обычно, зовется огнём, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны». Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трёхцветен (трёхчастен).

В  восточной символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. В Китае жёлтый цвет считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»). В Индии жрецы (брахманы) носили одежду белого цвета, воины и правители — красного, торговцы и ремесленники — жёлтого, слуги -чёрного цвета.

Красный цвет.

8y0i8rX8e08[1]В Китае красный цвет воспринимали как радостный, праздничный.  Красный олицетворял не только жизненную силу и активность, но ещё и красоту. Недаром по праздникам китайцы надевали красные одежды, и невеста облачалась в алый наряд.

В Индии тоже красный цвет символизирует чистоту и часто на свадебных церемониях можно встретить красные платья.

В Японии, где до сих пор существует культ солнечной магии, красный цвет ассоциируется с солнцем, приносящим урожай и благоденствие. Японцы верят, что красный оберегает от злых сил, болезней и несчастий. Множество древних храмовых построек имеют красный цвет. Самыми известными из них являются главный зал замка Сюри, а из современных построек — Токийская телебашня. Красным цветом также окрашивали различные праздничные сувениры и обереги.

Белый цвет.

В древней Индии белым цветом было отмечено южное направление и ритуальные гимны. Кроме того, белым цветом в индийской философии кодируются ключевые понятия «шунья» и «саттва». Шунья означает душевную пустоту – отсутствие страстей, эмоций, восприятий, даже восприятия собственного «я». Достигший такого состояния превращается в святого, бодхисаттву. «Саттва» — понятие, близкое «шунье». Оно означает чистоту и безмятежность.

8fbvHzi_VH4[1]В Китае и Индии белый цвет часто являлся визуализацией философских понятий. Например, понятие «дао», созидающее, но не имеющее физического проявления, во многом связано с белым цветом. Если обратить внимание на искусство даосов, то мы увидим такие символы, как белые аисты, белые журавли и хризантемы.

В Китае придавали белому и более простые значения – это был знак Запада, осени, металла.

В Японии и других азиатских странах это цвет смерти. Он ассоциируется с белой гвоздикой, которая означает смерть. И в большинстве восточных стран на похороны принято одевать белое.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет имел двойственное значение. В зависимости от обстоятельств он нёс в себе радость или зло.

Восточная мифология связывает чёрный цвет с женским началом, поскольку это цвет Праматери-Земли; кроме того, женщинам приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам.
Образуется цепочка символов чёрный – женщина – любовь – смерть – тайна – магия.

15324304[1]В Японии чёрный — символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — чёрный пояс.

В Индии считается, что чёрный восстанавливает баланс и здоровье. В Таиланде – это цвет неудач.

Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определённого цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «чёрного солнца» и др.

Контраст черного и белого олицетворяет не просто два начала — женское и мужское, но непрестанную смену жизни и смерти, света и тьмы.

К триаде цветов восточные культуры добавили ещё синий (зелёный) и жёлтый. Понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а чёткого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зелёный рассматривался как порождение синего.

Зелёный цвет.

2007-11-13_23-23-30[1]Упоминания о зелёном цвете впервые появляются в мифах древнего Китая.
Зелёный у китайцев считался благодатным цветом: он символизирует восточное направление горизонта, а также весну, молодость, дерево, планету Юпитер и «Зеленого дракона Цинлуна». Также зелёный защищал от нечисти и был покровителем источников богатства.

В традиционной культуре Японии зелёный цвет – один из самых любимых.
Символика его целиком положительна. Он означал энергию, плодородие, природу, радость, свободу и надежды на счастливое будущее. Очень любят в Японии сочетание белого и зелёного.

С давних времён японцы преклонялись перед деревьями и обожествляли их. Некоторые верили, что деревья имеют душу, и что боги сошли с небес по огромным деревьям. В Японии имеется много синтоистских храмов, где есть столетние гигантские деревья. Они опоясаны соломенными поясами, которые означают, что деревья священны.    

Жёлтый цвет.

Жёлтый цвет всегда считался атрибутом императорского дома, поэтому особо почитался.

imagesCAA6TM0RВ древнем Китае жёлтый был цветом земли (Кунь), женского начала
(Инь), символом императорской власти и собственно Китая, но также и знаком обители мёртвых, которую называли «Жёлтыми ключами». Но в то же время жёлтый журавль был символом бессмертия.

В Японии он означает смелость и силу. Этот цвет считается символом семейного очага и брака, благополучия и богатства.

В древней Индии жёлтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку он ассоциировался с золотом. Будда родился с золотым телом и сразу после рождения сделал десять шагов, после чего в следах его ног выросли жёлтые цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой (Просветлённым), он возглавил общину учеников-монахов, которым полагалось носить жёлтую одежду. И по сей день адепты буддизма одеваются в жёлтое.

***

Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве.

Ирина Базан

Использованная литература:
Б. Базыма «Цвет и психика». Монография.
Мария Бриль «Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать».
Л.Н. Миронова «Семантика цвета в эволюции психики человека. Проблема цвета в психологии».
Е. Монастырская «Символика цвета».
Т. Антропова «Интернациональный язык цвета» (ч.4.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Яндекс.Метрика