Цветовая символика в эпоху Ренессанса

Эпоха Возрождения – эпоха интеллектуального и  художественного расцвета, который начался в Италии в XIV в. и достиг пика в XVI в., оказав значительное влияние на европейскую культуру. В это время сложилось представление о гармонии природы и о человеке, как венце её творения.

С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету — практическим.

Самые выдающиеся представители этой эпохи:

— итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор и художник Альберти,
— архитектор, художник, математик и учёный Леонардо да Винчи.

Leonardo_selfЛеонардо да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: Красный, Жёлтый, Зелёный, Синий, Белый, Чёрный. Это он описал в своём трактате «О свете и тени, цвете и красках»: «Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое — их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое — вторым, зелёное — третьим, синее — четвертым, красное — пятым и чёрное — шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое — за землю, зелёное — за воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чёрное — за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать».

Простыми красками Леонардо называл те, которые не могут быть составлены путём смешения других красок. Чёрное и белое он не причислял к цветам («так как одно есть мрак, а другое свет»), но считал, что в живописи они являются главными, потому что живопись состоит из света и тени.

Художники и учёные начинают постигать физическую природу света и цвета. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый, жёлтый, зелёный, красный, синий и чёрный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.

В эпоху Возрождения создавались также и метафизические концепции цвета. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию «идеи цвета». Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, чёрный — материя, коричневый — земля, синий — воздух, белый — духовный свет, блеск и сияние — Бог. Подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на неё при создании своих произведений.

Существовала и бытовая сторона цветовой символики в Европе. Например, существовал «цветовой код» одежды. По Коронато Оккольти (XVI в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчёт.

Красота считается таким же благом, как здоровье и сила. Её основные признаки и значение подробно разбираются в трактатах итальянских гуманистов — философов и художников Лоренцо Валлы, Луки Пачоли, Аньоло Фиренцуолы и др. Теорию прекрасных пропорций человеческого тела, его пластику, колорит, форму изучают и воспевают в своем искусстве Леонардо да Винчи, Тициан, Дюрер и многие другие великие художники эпохи.

В трактате «О красоте женщин» Аньоло Фиренцуолы дано описание идеальной женской красоты:  «… волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».

thumb_1333351864_renaissance-5[1]

В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а жёлтому — холерический. Тёмные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зелёные и светло-красные — с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «тёплым» — чёрный.

Цвета, используемые в архитектуре, в картинах, в одежде теряют свои символические значения и передают красоту реальной жизни. Доминирует синий цвет, затем следуют розовый, коричневый и светло-зелёный цвета.

В Европе синий — это спокойный, божественный цвет, символизирующий гармонию, единство и преданность. Его любили в живописи и прикладном искусстве. Он считался мистическим цветом, символизировал тайны и вечную божественную истину. Синюю краску (ультрамарин) делали из полудрагоценного камня ляпис-лазури, ввозимого из восточных стран, поэтому она была очень дорогой.

Красный цвет ассоциируется с любовью и желанием, с силой и энергичностью, а также с опасностью. Этот цвет используется на стоп-сигналах и знаках, военных и революционных плакатах.

Оранжевый цвет — это тёплый, воодушевляющий цвет. В Европе этот цвет символизирует сбор урожая и достигнутые успехи.

В эпоху Возрождения желтый цвет стал символом подозрения, неверия. Во Франции жёлтый был цвет рогоносцев. До XVI века в Европе дома предателей мазали жёлтой краской.

Белый цвет – это цвет торжества, также божественный цвет. Он означал радость, веселье, чистоту. Например, торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г). В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белый означал холод, молчание, истощение сил, смерть, одиночество, даже ненависть и жестокость.

В эпоху позднего Возрождения приобретает ценность серый цвет. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства.

Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Ф. Сальвиати («Вирсавия, идущая к Давиду» ) все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко («Поклонение имени Христа» («Сон Филиппа II») оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов.

Таким образом, цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает всё больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

Ирина Базан


Использованная литература:
Б.А. Базыма «Цвет и психика».
Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет).
Энциклопедия символов, знаков, эмблем / автор-сост. К Королев. (Изд-во Эксмо)
Дж.К. Арган «История итальянского искусства»
Т. Антропова «Интернациональный язык цвета» (интернет)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Яндекс.Метрика