Учение о цвете Й.В. Гете

Все, что я сделал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучшие жили до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах, — этому я не могу не придавать значения, это даёт мне сознание превосходства над многими.

Й.В. Гете.

Гете был не согласен с теорией цвета Ньютона и считал, что должен бороться с его «заблуждениями». Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения. Во многом он был прав; недаром его считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.

Ньютон доказал, что белый цвет состоит из семи цветов радуги — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Для этого он провел простой эксперимент. Он проделал в ширме дырку, через которую проникал лучик света, и пропустил его через призму. Свет разделился на семь цветов.

Гете решил повторить эксперимент Ньютона. Но увидел совершенно другое. Когда ученый смотрел через призму на освещенный участок стола, стол не становился разноцветным. Он оставался белым, и только по краям были видны цвета радуги. Оказалось, что цвета появляются лишь на границе или по краям чего-либо.

Над своим «Учением о цвете» Гете работал 20 лет (с 1790 по 1810 гг.). Основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Гете выделял 2 вида воздействия цвета на человека:

— физиологическое (на организм человека),

— психологическое (на его духовный мир).

Согласно Р. Штейнеру, И.В. Гете первым предложил четкую систему, описывающую воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека.

Концепция ученого была встречена современниками «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру.

Гете описывает в своей книге явления цветовой индукции — яркостной, хроматической, одновременной и последовательной — и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения.

Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие влечёт за собой расширение. В этом проявляется всеобщий закон цельности психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.

В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма — белый цвет — может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения — закон необходимой смены впечатлений. «Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, своё право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту».

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый — голубого, а пурпурный — зеленого, и наоборот.

Гете тоже построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем — это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов. А пары эти — дополнительные, т.е. наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека.

cvetovoy-krug-ittena

Самые гармоничные цвета — это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга. Гармония, по Гете, — это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания.

Гете считал, что цвет оказывает воздействие на душевное состояние человека. Поэтому он поставил определенным цветам определенные психологические состояния человека.

Гете разделяет цвета на:
— положительные (желтый, оранжевый, красный), они создают живое и бодрое настроение;
— отрицательные (синий, красно-синий), они создают неспокойное и тоскливое настроение.

Зеленый Гете относил к «нейтральным» цветам.

Психологические характеристики цветов по Гете.

Желтый

Это ближайший к свету цвет. Он всегда отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Желтый цвет производит исключительно теплое и приятное впечатление. Потому и в живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины.

Однако при его загрязнении, если желтый сдвигается в сторону холодных тонов (цвет серы), он приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл.

Красно-желтый (оранжевый)

Желтый, сгущаясь и темнея, может усилиться до красноватого оттенка. Энергия цвета растет, и он кажется в этом оттенке более мощным и красивым. Красно-желтый дает глазу чувство тепла и блаженства. Поэтому он приятен в обстановке и в радостен в одежде.

Желто-красный

Активная сторона достигает здесь своей наивысшей энергии, и не удивительно, что энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются этому цвету. Этот цвет вызывает чувство потрясения.

Синий

Синий всегда несет с собой что-то темное. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя.

Синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Мы охотно смотрим на синее, потому, что оно влечет нас за собою.

Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени.
Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными.

Красно-синий (сиреневый)

Синий благодаря красному цвету приобретает что-то действенное, хотя он и находится на пассивной стороне. Но характер вызываемого им возбуждения совсем иной, чем красно-желтого, — он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство.

С этим цветом хочется найти место, где можно было бы отдохнуть.

Сине-красный

Впечатление беспокойства возрастает. Длительное время выдержать этот цвет очень трудно.

Красный

Этот цвет производит впечатление серьезности и достоинства, как благоволения и прелести. Первое производит он в своем темном сгущенном виде, второе — в светлом разбавленном виде. Темно-красный символизирует старость, а светлый — юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что этот цвет — любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие.

Зеленый

Если желтый и синий смешиваются в равных пропорциях, то получается зеленый. Наш глаз находит в зеленом действительное удовлетворение, глаз и душа отдыхают. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета.

Таким образом, значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он придал воспринимаемому цвету статус символа самого человека, его чувств и мыслей. И этот символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

Ирина Базан

Литература:
Й.В. Гете «О цвете».
Б.А. Базыма «Цвет и психика»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!
Яндекс.Метрика