Изучение цветов по эмоциональным эффектам, которые они вызывают у людей, — это то, что мы называем психологией цвета. Мы воспринимаем цвета через сенсорную систему, поэтому каждый человек может воспринимать их по-разному, то есть субъективно.
Но даже если существуют индивидуальные различия в восприятии, у нас есть культурные коды, которые придают конкретную символику и значения каждому цвету. В психологии цвета учитываются качества цветов, как сенсорного, так и культурного воздействия.
Что такое психология цвета, ее принципы
Важно не только изучение самого цвета, но и его оттенков и хроматической гаммы, принимая во внимание влияние, которое он оказывает на человека, и его восприятие в зависимости от того, как оно связано с эмоциями.
Хотя психология цвета кажется чем-то новым, это то, что восходит к прошлым эпохам. Первая книга, о которой известно, — теория цвета Гете, написанная в 1810 году, где он глубоко размышлял о восприятии цветов и их последствиях для наших психических механизмов и восприятия того, что нас окружает. Там впервые найдена связь между психологией цветов и личностью.
Впоследствии Ева Хеллер, опираясь на теории Гете и после проведения различных исследований, написала психологию цвета: как цвета действуют на чувства и разум. В книге уже более подробно обсуждается влияние цветов на эмоции и субъективность их в поведении человека.
Основывающееся на влиянии цветов на восприятие мира и вызывание эмоций, изучение психологии цвета стало постоянно растущей областью. Это было обусловлено тем, что его сделали инструментом коммерческих манипуляций, используя эмоциональные желания и потребности покупателей в виде рекламы.
В британском документальном фильме The Century of the Self (Столетие личности), снятом Адамом Кертисом 2002 года, объясняется, как маркетинг использовал и продолжает использовать психологию и изучение человеческого поведения в своих интересах для социальных манипуляций и поддержания потребительства через низкие эмоциональные знания пользователей.
Значение цветов в психологии
Как уже стало ясно, каждый цвет имеет различное значение в зависимости от человека, культуры, возраста, даже личного опыта. Поэтому сделаем небольшой обзор основных характеристик и значений наиболее распространенных цветов в соответствии с психологией цвета.
Значение красного цвета в психологии
Красный цвет является одним из самых интенсивных, в связи с чем в процессе его созерцания быстро появляются различные эмоции, за счет чего он привлекает внимание. В некоторых рекламных объявлениях красный цвет используется в качестве точки внимания в сообщениях, предполагающих мгновенное действие, таких как предложения в последнюю минуту или скидки.
На психологическом/культурном уровне красный цвет ассоциируется со страстью, опасностью и энергией. Этот цвет вызывает повышенный аппетит, вот почему многие бренды быстрого питания используют его в своих логотипах или даже в дизайне помещений.
Точно так же, как он вызывает сильные эмоции, красный создает беспокойство, особенно когда мы подвергаемся его влиянию в течение длительного периода.
Желательно не использовать красный цвет в домашнем дизайне, поскольку он способствует интенсивности эмоций, мешая расслаблению или отдыху, который человек ищет по прибытии домой.
Если вам нравится этот цвет на декоративном уровне, используйте мелкие детали, в клетках, тканях, подушках или других элементах интерьера на фоне теплых, более нейтральных цветов.
Психология синего цвета
Синий цвет обычно связан со стабильностью, равновесием, гармонией, уверенностью, расслаблением, хотя он также может вызывать чувство холодности, отрешенности и апатии. Обычно компании используют этот цвет для деталей, таких как навесы, гарантийные сертификаты или сертификаты качества, пользуясь доверием, которое может пробудить этот оттенок.
На культурном уровне синий цвет имеет большой вес, поскольку он связан со всем, что хоть и не прямо, но отождествляется с мужским. Концептуальная нагрузка этого цвета делает наше знание мира, по крайней мере в западной культуре, связанным с образом “человека”.
В оформлении синий цвет является хорошим цветом для придания пространству текучести, простора и свежести, если используется не слишком интенсивный оттенок. Например, синий широко применим в местах рядом с пляжем, ресторанами, отелями или прибрежными магазинами, используя связь оттенка с морем, и поскольку это заставляет нас чувствовать себя в отпуске или в месте отдыха.
Значение черного цвета
Черный цвет является одним из наиболее часто используемых в психологии цвета, когда он предназначен для выделения какого-либо объекта или продукта как “эксклюзивного” или “роскошного”. Он символизирует элегантность, силу и утонченность, хотя также имеет противоположность, способную соединиться с негативными эмоциями, такими как гнев, грусть и чувство тайны, которое может быть неприятным для некоторых людей.
Одним из осложнений черного является сочетание с другими цветами. Поскольку черный — агрессивный цвет, его сложно сочетать, так как в маркетинге или рекламе нельзя разрушать гармонию. Вот почему одна из самых частых комбинаций — это черный с золотым или серебряным.
Это два цвета, которые также ассоциируются с роскошью и изысканностью, создают идеальную сплоченность, что дает большее влияние на эмоции, выделяют продукт, бренд и т. д.
В интерьере черный цвет очень рискованный и не рекомендуемый, ведь хотя он может ассоциироваться с элегантностью в некотором пребывании, нельзя забывать, что он связан с гневом и агрессивными чувствами, что сделает обстановку неприятной.
Если хочется привнести в интерьер элегантности, можете разбавить его черными акцентами, сочетая их с золотыми или серебряными, а также с каким-нибудь нежным пастельным оттенком.
На культурном уровне, по крайней мере в западной культуре, черный цвет связан со смертью, трауром или потерей. Хотя сам цвет вызывает чувство гнева на психологическом уровне, он одновременно отождествляется с чувством боли, разочарования или агонии — из-за большого культурного бремени, которое несет.
Психология зеленого цвета
Зеленый цвет связан со здоровьем, натуральностью и ростом. Будучи основным цветом растений и природы, этот цвет в любом бренде, например, пищевом, заставляет нас чувствовать себя в безопасности или придает уверенности в продукте, поскольку наш мозг связывает естественное с пищей, которую мы собираемся потреблять.
Забота о здоровье напрямую бессознательно связана с едой и окружающей средой, в которой мы живем, поэтому наш ум будет склонен выбирать потребительские товары, вызывающие стремление к здоровому.
В декоре зеленый может быть успокаивающим цветом в зависимости от его оттенка, но желательно не использовать его на всех стенах.
Значение желтого цвета в психологии
Желтый цвет в психологии связан со светом, счастьем, оптимизмом, а также с природой. В зависимости от оттенка его можно рассматривать как предупреждающий цвет или вызывающий недоверие.
Интенсивные оттенки желтого цвета активно применяются в заведениях быстрого питания или экспресс-службах так же, как красный. Желтый может быть хорошим цветом для декоративных элементов в оформлении дома, поскольку они подчеркивают мелкие детали, придавая радость и свежесть окружающей среде.
Dooley, R. (2015). Brainfluence. Мексика.
Heller, E. (2004). Психология цвета: как цвета действуют на чувства и разум. Барселона. Густаво Гили.
Оставьте комментарий