Помимо представления женского, розовый связан с широким спектром концепций. В западной культуре розовый цвет традиционно ассоциируется со сладостью, нежностью и романтикой. Но откуда это взялось? Как и в случае с другими цветами, розовый тесно связан с ценностями и практиками, характерными для нашей культуры, которые, увековечивая себя, генерируют индивидуальные социальные коды и представления об объектах мира.
Вышеизложенное было широко исследовано психологией цветов, тем самым генерируя различные ответы о значениях розового цвета, а также о его коннотациях или эффектах в культурных терминах.
Психология цвета
Среди прочего, психология цвета научила нас, что хроматические стимулы являются активной частью нашего развития. Они находятся в нашей среде и, кроме того, не являются нейтральными стимулами: они загружены культурными значениями, позволяя нам вызывать ощущения, восприятие, мысли, идеи, суждения, отношения и так далее. То есть они порождают эффекты на психологическом уровне.
Они могут даже предрасполагать нас действовать, например, если мы видим красный сигнал, то автоматически срабатывает наши тревоги в нервной системе, и мы будем готовиться бежать перед лицом возможной опасности.
Часто, даже если мы этого не осознаем, цвета могут влиять на то, что мы чувствуем к определенным объектам. А это в конечном итоге имеет последствия нашего подхода к этим объектам, будь то человек или явление.
Это вызвано тем, что через восприятие цветов мы активируем определенные впечатления об объектах, то есть через них мы можем обусловить наше восприятие того, что нас окружает. Вышеизложенное происходит из-за символических значений, которые мы поместили в них во времени.
Например, во время ассоциации цветов с природными явлениями и элементами, а также через их связь с культурными переменными. Гете уже говорил, что цвета, которые в конечном итоге являются сенсорными кодировками разложения естественного света, производят индивидуальный эффект, всегда связанный с моральной сферой.
Таким образом, цвета несут социальные коды и возможность устанавливать индивидуальные таксономии и позиции в постоянной связи с социальными нормами.
В частности, розовый цвет получается из смеси красного и белого, и его кастильское название происходит именно от сортов розовых кустов, которые расцвели во многих местах по всему миру.
Такое же слово происходит от латинского и греческого, которые использовались для названия одного и того же цветка, и которые, в свою очередь, происходят от индоевропейского прото-корня, что означает “боярышник”.
Значение розового цвета в психологии
Согласно исследованиям Евы Хеллер (2004), пионера в исследованиях психологии цвета, розовый увеличивает свой показатель предпочтений в зависимости от возраста людей. Будучи молодым цветом, он обычно больше ценится пожилыми людьми.
Кроме того, он часто вызывает положительные чувства, связанные с добротой, деликатностью, мягкостью, а также с детством и мечтательностью. Однако это само по себе порождает амбивалентное значение, поскольку оно также связано с “банальным”, что может вызвать отторжение у некоторых людей.
Все становится более сложным, когда розовый смешивается с другими цветами. Например, рядом с белым он может представлять невинность, а рядом с черным и фиолетовым он может больше относиться к эротике и соблазнению. Также смешивание с черным может быть связано с напряженностью между деликатным и грубым, чувствительностью и нечувствительностью.
Чтобы изучить вышеизложенное, была оценена взаимосвязь между эмоциями и хроматическими стимулами, и обнаружилось, что ощущения наслаждения, радости и тепла были связаны в основном с розовыми и желтыми стимулами.
Несколько поразительным было практическое использование, полученное из такой ассоциации. Например, участники показали предпочтение размещению розового цвета в своих комнатах, и особенно в детских спальнях.
Культурные коннотации розового цвета
Мы видели, что в западной культуре розовый цвет традиционно связан с эфирным, сладким и приятным, любовью, нежностью и невинностью. Это также связано с оптимизмом, который мы видим, например, в таких фразах, как «розовые очки», «в розовом цвете».
С другой стороны, в католицизме розовый цвет использовался для представления радости, а в некоторых странах на Западе политическое использование розового или светло-красного символизирует социализм.
Кроме того, розовый цвет в некоторых восточных странах, таких как Япония, имеет связь с эротикой, в то время как в Западной Европе он связан с романами и романтическими историями, а также с частной средой и близостью.
Со своей стороны, в фэн-шуй (которые связывают цвета с повседневной деятельностью) розовый цвет взаимосвязан с браком и аффективными связями.
Розовый цвет и гендерные стереотипы
Вышесказанное тесно связано с западными женщинами, которые в конечном итоге создали ряд гендерных стереотипов. В этом контексте розовый цвет был связан с ценностями, связанными с женственностью, и оказал значительное влияние на двоичное гендерное образование.
Это видно, например, по всему спектру продуктов, предназначенных для девочек и женщин, которые и представлены этим цветом. От самых ранних игрушек и самых простых аксессуаров до предметов личной гигиены, предметов домашнего пространства или праздников, связанных с материнством и любовью.
Что касается значений, связанных с розовым цветом и его гендерными различиями, Ривера (2001) обнаружил, что женщины связывают розовый со спокойствием и прилагательными “красивый”, “нежный” и “милый”.
Со своей стороны, мужчины связывали розовый со “свиньей”, “младенцами”, “колбасой”, “мясом”, “уродливым”, “женщиной”, “ветчиной”, “ничем” и “ужасным”. Участники их исследования имели общую связь розы с “нежностью”, “кожей”, “девушкой”, “любовью”и «пирогом».
Некоторые исследования, посвященные истории использования цветов, показывают, что ярко выраженная гендерная символика розового началась в конце XIX-начале XX века в Западной Европе и Соединенных Штатах; когда в домах приюта для детей, оставшихся без родителей, начали различать мальчиков и девочек соответственно небесными и розовыми цветами.
В более поздние времена, начиная с сексуальных революций и гендерных притязаний, розовый цвет постепенно изменял свое назначение, нормализуя, например, его ношение в мужской одежде.
Clarke, T. y Costall, A. (2008). The Emotional Connotations of Color: A Qualitative Investigation. Color Research and application, 33(5): 406-410.
Heller, E. (2004). Психология цвета. Как цвета действуют на чувства и разум. Издательство Густаво Гили: Испания.
Koller, V. (2008). ‘Not just a colour’: pink as a gender and sexuality marker in visual communication. Visual communication, 7(4): 395-423.
Льоренте, С. (2018). Сравнительный анализ хроматической символики в рекламе. Nike в Китае и Испании. Виват. Журнал связи, 142: 51-78.
Manav, B. (2007). Color-Emotion Associations and Color Preferences: A Case Study for Residences. Color Research and Application, 32(2): 145-151.
Rivera, M. A. (2001). Восприятие и значение цвета в разных социальных группах Журнал Изображение, 53: 74-83.
Оставьте комментарий