Современный человек воспринимает и различает более ста оттенков серого. Первоначально он рассматривался просто как цвет грусти, отрицание цвета и элемент, противопоставленный всему яркому. Плод встречи белого и черного, различимый только по степени света или тьмы, серый является принципиально неопределимым, без характера и резонанса, без возможности и без потенциалов. Он абсолютно нейтральный и, следовательно, определяется только тем, чем он не является.
Символическое значение серого
Серому обычно приписывают два символических значения:
- Первый проистекает из ассоциации с пеплом: христианская традиция, по сути, рассматривает серый цвет как символ смерти и истечения срока действия всякой твари и использует его в литургии Пепельной среды. Таким образом, серая пыль — это цвет прошлого и забвения, завесы, которую время распространяет на все, что преходяще, но также и умерщвления всех страстей и желаний: в первые века христианства это приводило к обязательству носить Киликийский костюм, усеянный пеплом.
- Неучастие и девитализация, присущие серости, также отсылают к идее старости и, следовательно, к нисходящей фазе земного пути. В этом понимании серый также предполагает значение нейтралитета и формальности: по сути, он широко используется в отношениях без личного участия и играет на поддержании расстояний.
То, что уже упоминалось, относится, с другой стороны, к идее серого металлического, туманного, но этот цвет присутствует в нашей жизни также в понимании серебристо-серого, оттенка, которому приписывается явно более позитивное значение.
Как отмечает Люшер, на серый надо смотреть с точки зрения легкости, открытости к опыту, доступности стимулов, влияний, запросов, контактов и, следовательно, он становится символом мудрости и знания. Недаром серый — это цвет старейшин, мудрецов по преимуществу, и мозг, часто называемый «серым веществом».
Психологическое значение серого
Серый не является ни цветным, ни темным, ни светлым — он свободен от каких-либо психологических стимулов или тенденций. Серый нейтральный. Это цвет, который не имеет собственной территории, лишь немного ничейной земли, границы, за которую рано или поздно нужно решить — пересекать или нет.
При выборе серого цвета раньше других цветов придется потратить время, чтобы решить, чем его дополнять. Серый цвет следует понимать как необходимость маскироваться под других, своего рода недоверие.
Если серый цвет входит в число первых выбранных цветов, это всегда указывает на отсутствие равновесия в манере поведения, на то, что человек действует самонадеянно, из внутренней потребности в компенсации, а не из реального интереса к тому, что делается.
С физиологической точки зрения серый указывает на девитализацию, разочарование и потребность в защите. По этой причине его выбирают пожилые люди, которые склонны уходить из активной жизни и выражают именно серым определенное истощение и состояние стресса.
- Физиологическое восприятие серого: онемение.
- Эмоциональное восприятие серого: экранирование, разъединение.
- Форма серого представляет собой серый шестиугольник на белом поле, рассматриваемый как защитный и непроницаемый щит.
Серый: один цвет работы
Серый как промежуточный путь между двумя крайностями — белым и черным — посылает точное сообщение о нейтралитете. Черный и белый тоже не являются собственно цветами, это эффект полного поглощения или отражения света.
Промежуточный серый, напротив, является квинтэссенцией «не цвета», подчеркивает значение неопределенности по отношению ко всем эмоциональным ценностям, которые передают цвета. В этом смысле он представляет собой преобладание разума над чувством, контроль над эмоциональностью и дистанцией от всего лишнего.
Тот факт, что это наиболее часто используемый цвет для офисной одежды, вовсе не чужд этим значениям. Он приобретает различные оттенки в зависимости от обстоятельств, например, одно из значений серого — равноудаленность, что типично для некоторых профессий.
Но также он создает впечатление эмоциональной дистанции и холодности, которые исключают эмпатический контакт. Это цвет, который заметно не навязывается и не беспокоит глаз, но именно этим он никак не отличается и напоминает конформизм.
Его часто называют цветом страха, и как литературную фигуру «серый кардинал» он намекает на интеллект, который контролирует события, никогда не появляясь на переднем плане.
Словесные ассоциации с серым указывают в направлении отсутствия импульсов и чувств, что является главной особенностью этого цвета. В целом он отражает в своем распространении в определенные исторические эпохи неявные философские позиции.
На практике это широко используемый в настоящее время цвет, имеющий то преимущество, что он легко сочетается с другими цветами и, следовательно, может быть оживлен аксессуарами.
Baldini, M., Spalletta, M. (et al.) (2006). La moda capelli. La storia, le teorie e i dati di tipo visuale. Рим: Армандо Эдиторе.
Дель Лонго, Н. (2013). Il test dei colori di Lüscher. Manuale di diagnostica per l’età adulta. Милан: Франко Анжели. F
ederici, P. (1999). Il tuo bambino lo dice con i colori. Guida al gioco-test e alle fiabe colorate per insegnanti, educatori e genitori. Милан: Франко Анжели.
Santagostino, P. (2006). Il colore in casa. Come sfruttare gli effetti psicofisici dei colori per una casa più sana e ambienti più accoglienti. Милан: расцвет S. r.l.
Оставьте комментарий