Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасенных из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасенным детям в первую очередь требовался медицинский уход.
Однажды в больницу зашел старичок, директор местного музея, и сказал:
— Хочу тоже ребятишкам вашим помочь.
Медсестра засмеялась:
— Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живете, чем же вы нам поможете!?
— Это верно, — ответил старичок, — огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провел в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба.
— Не думаю, — хмыкнула в ответ медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице, потому что она не вставала с постели.
В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок-директор подвел их к портрету знаменитого ученого и увлеченно стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет.
Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом еще несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек.
— Не до картин сейчас детям, — вздохнул директор.
Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз.
— Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают, — шепотом объяснила девочка постарше.
— Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати, — мечтательно протянул малыш.
— Молчи, не мешай смотреть, — одернули его другие ребята.
Дети еще минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться.
Через час директор музея с большим пакетом в руках зашел в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживленно разговаривали:
— А виноград от солнца слаще меда!
— Знаете, а груши от солнца желтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие.
Врач, увидев старичка директора, с благодарностью сказал:
— Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник.
— Я вот картину принес, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов, — ответил директор музея.
Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. На следующее утро врач зашел в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит:
— Я опять лимон выбираю.
— Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела, — уговаривал ее малыш.
— Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю…
Врач тихонько закрыл дверь и подумал:
«Хорошо бы во всех больницах висели картины».
Автор: А. Лопатина
**********************************************
Вопросы и задания к рассказу:
• Представьте, что вам заказали написать натюрморт для детской больницы.
Что бы вы на нем изобразили?
• Опишите натюрморт из рассказа: как выглядела ваза, где она стояла, какие на ней были фрукты.
• Есть ли у вас дома какая-либо картина, которая помогает вам в трудную минуту? Расскажите о ней.
Еще: Желтый свет (К. Паустовский)
Оставьте комментарий