В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.
Три цвета – белый, чёрный, красный – имели большое значение для жителей Востока.
Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде: «красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального) огня — цвет первичных вод, чёрный цвет (материального) огня — цвет изначальной земли.
Так в огне исчезает всё то, что, обычно, зовется огнём, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны». Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трёхцветен (трёхчастен).
В восточной символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. В Китае жёлтый цвет считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).
В Индии жрецы (брахманы) носили одежду белого цвета, воины и правители — красного, торговцы и ремесленники — жёлтого, слуги -чёрного цвета.
Красный цвет в странах Востока
В Китае красный цвет воспринимали как радостный, праздничный. Красный олицетворял не только жизненную силу и активность, но ещё и красоту. Недаром по праздникам китайцы надевали красные одежды, и невеста облачалась в алый наряд.
В Индии тоже красный цвет символизирует чистоту и часто на свадебных церемониях можно встретить красные платья.
В Японии, где до сих пор существует культ солнечной магии, красный цвет ассоциируется с солнцем, приносящим урожай и благоденствие. Японцы верят, что красный оберегает от злых сил, болезней и несчастий. Множество древних храмовых построек имеют красный цвет.
Самыми известными из них являются главный зал замка Сюри, а из современных построек — Токийская телебашня. Красным цветом также окрашивали различные праздничные сувениры и обереги.
Восточная символика белого цвета
В древней Индии белым цветом было отмечено южное направление и ритуальные гимны. Кроме того, белым цветом в индийской философии кодируются ключевые понятия «шунья» и «саттва». Шунья означает душевную пустоту – отсутствие страстей, эмоций, восприятий, даже восприятия собственного «я».
Достигший такого состояния превращается в святого, бодхисаттву. «Саттва» — понятие, близкое «шунье». Оно означает чистоту и безмятежность.
В Китае и Индии белый цвет часто являлся визуализацией философских понятий. Например, понятие «дао», созидающее, но не имеющее физического проявления, во многом связано с белым цветом. Если обратить внимание на искусство даосов, то мы увидим такие символы, как белые аисты, белые журавли и хризантемы.
В Китае придавали белому и более простые значения – это был знак Запада, осени, металла.
В Японии и других азиатских странах это цвет смерти. Он ассоциируется с белой гвоздикой, которая означает смерть. И в большинстве восточных стран на похороны принято одевать белое.
Что в Азии знаменует чёрный цвет
Чёрный цвет имел двойственное значение. В зависимости от обстоятельств он нёс в себе радость или зло.
Восточная мифология связывает чёрный цвет с женским началом, поскольку это цвет Праматери-Земли; кроме того, женщинам приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам.
Образуется цепочка символов чёрный – женщина – любовь – смерть – тайна – магия.
В Японии чёрный — символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — чёрный пояс.
В Индии считается, что чёрный восстанавливает баланс и здоровье. В Таиланде – это цвет неудач.
Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определённого цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «чёрного солнца» и др.
Контраст черного и белого олицетворяет не просто два начала — женское и мужское, но непрестанную смену жизни и смерти, света и тьмы.
К триаде цветов восточные культуры добавили ещё синий (зелёный) и жёлтый. Понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а чёткого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зелёный рассматривался как порождение синего.
Зелёный цвет в странах Востока
Упоминания о зелёном цвете впервые появляются в мифах древнего Китая.
Зелёный у китайцев считался благодатным цветом: он символизирует восточное направление горизонта, а также весну, молодость, дерево, планету Юпитер и «Зеленого дракона Цинлуна». Также зелёный защищал от нечисти и был покровителем источников богатства.
В традиционной культуре Японии зелёный цвет – один из самых любимых.
Символика его целиком положительна. Он означал энергию, плодородие, природу, радость, свободу и надежды на счастливое будущее. Очень любят в Японии сочетание белого и зелёного.
С давних времён японцы преклонялись перед деревьями и обожествляли их. Некоторые верили, что деревья имеют душу, и что боги сошли с небес по огромным деревьям. В Японии имеется много синтоистских храмов, где есть столетние гигантские деревья. Они опоясаны соломенными поясами, которые означают, что деревья священны.
Трактовка жёлтого цвета в восточной культуре
Жёлтый цвет всегда считался атрибутом императорского дома, поэтому особо почитался.
В древнем Китае жёлтый был цветом земли (Кунь), женского начала (Инь), символом императорской власти и собственно Китая, но также и знаком обители мёртвых, которую называли «Жёлтыми ключами». Но в то же время жёлтый журавль был символом бессмертия.
В Японии он означает смелость и силу. Этот цвет считается символом семейного очага и брака, благополучия и богатства.
В древней Индии жёлтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку он ассоциировался с золотом. Будда родился с золотым телом и сразу после рождения сделал десять шагов, после чего в следах его ног выросли жёлтые цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой (Просветлённым), он возглавил общину учеников-монахов, которым полагалось носить жёлтую одежду. И по сей день адепты буддизма одеваются в жёлтое.
***
Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве.
Б. Базыма «Цвет и психика». Монография.
Мария Бриль «Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать».
Л.Н. Миронова «Семантика цвета в эволюции психики человека. Проблема цвета в психологии».
Е. Монастырская «Символика цвета».
Т. Антропова «Интернациональный язык цвета» (ч.4.).
Цвет в восточной культуре играет очень важную роль и помогает выразить эмоции и идеи. Например, красный символизирует счастье и удачу, а зеленый ассоциируется с природой и благополучием. Это так интересно, как разные цвета могут передавать особые значения и традиции! Восточные страны имеют богатую палитру, которая наполняет жизнь яркими красками и глубокими смыслами.