Опубликовано: 8 октября 2021 / Обновлено: 20 марта 2022
Психология цвета

Учение о цвете Й. В. Гете

Все, что я сделал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучшие жили до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах, — этому я не могу не придавать значения, это даёт мне сознание превосходства над многими.

Й. В. Гете.

Учение о цвете Й. В. Гете

Гете vs Ньютон

Гете был не согласен с теорией цвета Ньютона и считал, что должен бороться с его «заблуждениями». Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения. Во многом он был прав; недаром его считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.

Ньютон доказал, что белый цвет состоит из семи цветов радуги:

  1. красного,
  2. оранжевого,
  3. желтого,
  4. зеленого,
  5. голубого,
  6. синего,
  7. фиолетового.

Для этого он провел простой эксперимент. Он проделал в ширме дырку, через которую проникал лучик света, и пропустил его через призму. Свет разделился на семь цветов.

Гете решил повторить эксперимент Ньютона. Но увидел совершенно другое. Когда ученый смотрел через призму на освещенный участок стола, стол не становился разноцветным. Он оставался белым, и только по краям были видны цвета радуги. Оказалось, что цвета появляются лишь на границе или по краям чего-либо.

Гёте и его «Учение о цвете»

Над своим «Учением о цвете» Гете работал 20 лет (с 1790 по 1810 гг.). Основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний.

Гете выделял два вида воздействия цвета на человека:

  1. физиологическое (на организм человека),
  2. психологическое (на его духовный мир).

Согласно Р. Штейнеру, И. В. Гете первым предложил четкую систему, описывающую воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека.

Концепция ученого была встречена современниками «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру.

Гете описывает в своей книге явления цветовой индукции — яркостной, хроматической, одновременной и последовательной — и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения.

Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие влечёт за собой расширение. В этом проявляется всеобщий закон цельности психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.

В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма — белый цвет — может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения — закон необходимой смены впечатлений.

«Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, своё право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту».

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый — голубого, а пурпурный — зеленого, и наоборот.

Цветовой круг Гёте

Гете тоже построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем — это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов. А пары эти — дополнительные, то есть наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека.

Учение о цвете Й. В. Гете

Самые гармоничные цвета — это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга. Гармония по Гете — это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания.

Гете считал, что цвет оказывает воздействие на душевное состояние человека. Поэтому он поставил определенным цветам определенные психологические состояния человека.

Гете разделяет цвета на:

  • положительные (желтый, оранжевый, красный), они создают живое и бодрое настроение;
  • отрицательные (синий, красно-синий), они создают неспокойное и тоскливое настроение.

Зеленый Гете относил к «нейтральным» цветам.

Учение о цвете Й. В. Гете

Современный цветовой круг Гете

Психологические характеристики цветов по Гете

Желтый

Это ближайший к свету цвет. Он всегда отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Желтый цвет производит исключительно теплое и приятное впечатление. Потому и в живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины.

Желтый — это самый яркий, самый теплый, огненный и экспансивный, эмоциональный цвет. Это цвет солнца, света и золота, но как таковой он жестокий, интенсивный и острый.

Однако при его загрязнении, если желтый сдвигается в сторону холодных тонов (цвет серы), он приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл.

Красно-желтый (оранжевый)

Желтый, сгущаясь и темнея, может усилиться до красноватого оттенка. Энергия цвета растет, и он кажется в этом оттенке более мощным и красивым. Красно-желтый дает глазу чувство тепла и блаженства. Поэтому он приятен в обстановке и в радостен в одежде.

Оранжевый больше, чем красный, обладает активной, сияющей и экспансивной силой. Он имеет уютный, теплый, стимулирующий характер и очень позитивное и энергичное динамическое качество.

Желто-красный

Активная сторона достигает здесь своей наивысшей энергии, и не удивительно, что энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются этому цвету. Этот цвет вызывает чувство потрясения.

Синий

Синий всегда несет с собой что-то темное. Этот цвет оказывает на глаза странное и почти невыразимое воздействие. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя. Синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Мы охотно смотрим на синее, потому, что оно влечет нас за собою.

Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени. Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными.

Синий — это символ глубины. Нематериальный и холодный. Ощущение спокойствия, которое вызывает синий, отличается от земного спокойствия или покоя, свойственного зеленому. Это сдержанный цвет и входит в холодные цвета.

Он выражает гармонию, дружбу, верность, безмятежность, спокойствие … и обладает добродетелью создания оптической иллюзии возврата. Этот цвет ассоциируется с небом, морем и воздухом. Чем больше он проясняется, тем больше он теряет влечение и становится равнодушным и пустым. Чем больше темнеет, тем больше притягивает к бесконечности.

Красно-синий (сиреневый)

Синий благодаря красному цвету приобретает что-то действенное, хотя он и находится на пассивной стороне. Но характер вызываемого им возбуждения совсем иной, чем красно-желтого, — он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство.

Это цвет умеренности, ясности. Он мистический, меланхоличный. С этим цветом хочется найти место, где можно было бы отдохнуть.

Сине-красный

Впечатление беспокойства возрастает. Длительное время выдержать этот цвет очень трудно.

Красный

Этот цвет производит впечатление серьезности и достоинства, как благоволения и прелести. Первое производит он в своем темном сгущенном виде, второе — в светлом разбавленном виде. Темно-красный символизирует старость, а светлый — юность.

Красный цвет значит витальность, цвет крови, страсти, грубой силы и огня. Основной цвет, связанный с началом жизни, выражает чувственность, мужественность, энергию; он ликует и агрессивен. Красный-символ жгучей и переполненной страсти, сексуальности и эротики.

В целом красные обычно воспринимаются как смелые, общительные, возбуждающие, мощные. Этот цвет может означать гнев и агрессивность. Он также может быть связан с войной, кровью, страстью, любовью, опасностью, силой, энергией…

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что этот цвет — любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие.

Зеленый

Если желтый и синий смешиваются в равных пропорциях, то получается зеленый. Наш глаз находит в зеленом действительное удовлетворение, глаз и душа отдыхают. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета.

Зеленый — самый успокаивающий цвет. Он ассоциируется с зеленью, прохладой и природой. Это цвет равнодушного спокойствия: он не передает радость, грусть или страсть. Когда что-то озеленяется, это порождает надежду на обновленную жизнь.

Зеленый, склонный к желтому, набирает активную и солнечную силу; если в нем преобладает синий, он становится более трезвым и утонченным.

Коричневый

Коричневый — это мужской, суровый, удобный цвет. Он напоминает осеннюю атмосферу и создает впечатление гравитации и равновесия. Это реалистичный цвет, возможно, потому, что это цвет земли, на которую мы ступаем.

Серый

Серый — это центр всего, но это нейтральный и пассивный центр, символизирующий нерешительность и отсутствие энергии, выражающий сомнение и меланхолию.

Металлические цвета имеют блестящий образ, принимая качества металлов, которые они представляют. Они создают впечатление металлической холодности, но также дают ощущение блеска, роскоши, элегантности благодаря своей ассоциации с богатством и драгоценными металлами.

Имитация должна вызывать основной образ ценности, поскольку в противном случае она приведет к контрпродуктивному эффекту и создаст впечатление подделки, безделушки.

Черный

Это символ тишины, тайны. Иногда может означать негатив, но в то же время это благородство и элегантность. Как цвет черный бесконечен, поскольку сам он — отсутствие цвета.

Символически белый и черный, с их градациями серого, имеют цвет логики и сущности, формы. Кроме того, белый и черный вместе с золотом и серебром являются цветами престижа.

Белый

Как и черный, он находится на концах диапазона серого. Он имеет предельное значение, часто экстремальную яркость и насыщенность, а также нейтральное значение (отсутствие цвета).

Белый может выражать мир, солнечный, счастливый, активный, чистый и невинный; он создает светящееся впечатление положительной пустоты и бесконечности. Белый является универсальным фоном графической коммуникации.

Таким образом, значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он придал воспринимаемому цвету статус символа самого человека, его чувств и мыслей. И этот символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

Библиография

Й. В. Гете «О цвете».

Б. А. Базыма «Цвет и психика»

[свернуть]

 

Оставьте комментарий