Опубликовано: 2 ноября 2021
Черный цвет

Значение черного цвета в психологии

Черный — это цвет с теоретически нулевым блеском, без цвета (поэтому его называют «ахроматическим цветом»). Это первичный цвет, в котором он не может быть создан из ниоткуда, точнее, дается субтрактивным синтезом всех цветов видимого спектра.

Значение черного цвета в психологии

Цвета являются коммуникативным инструментом нашего разума, поскольку они состоят из длин волн, которые физиологически воспринимаются спонтанно и регистрируются в лимбической системе, части нашего мозга, которая контролирует эмоциональное поведение человека.

Отсюда понятен тот факт, что выбор цвета или отказ от него в определенное время дня или жизни имеет индикатор и детектор психологического значения, а значит, и инструмент личного познания.

Черный цвет можно считать противоположностью белого, также бесцветного, но заданного аддитивным синтезом всех цветов видимого спектра (или трех основных цветов). В связи с этим обычно говорят, что белый дается «сочетанием всех цветов», в то время как черный дается «отсутствием цвета».

Значение черного цвета в психологии

Инстинктивно думается о негативных аспектах черного: детских страхах, темноте, смерти. Эти элементы уже присутствуют в Библии, где этот цвет связан с похоронами, умершими и грехом. В символике он изображает Землю и, следовательно, траур.

Бесспорно, что черный, благодаря своей связи с границами жизни, обладает уникальной символической силой между цветами и историей человека.

Значение черного цвета в тесте Люшера

Швейцарский психолог Макс Люшер представил свое клиническое испытание цветов на Первом Всемирном психологическом конгрессе, состоявшемся в Лозанне в 1947 году. Диагноз Люшера основан на регулируемой функциональной психологии, и с помощью цветов его теста измеряются, помимо сенсорных восприятий человека, прежде всего психовегетативные бессознательные области, недоступные словесному коллоквиуму.

Тест основан на шести простых имеющих определенное значение цветах, независимо от того, выбран ли он, то есть воспринятым положительно или исключенным, следовательно, имея отрицательное значение.

Значение выбора черного цвета для тестирования цветов Люшера:

  • Объективное физиологическое значение: экстази.
  • Объективное психологическое значение: принуждение, воля к уничтожению, абсолютное отрицание, оппозиция, протест.
  • Черный является самым темным цветом вообще, присутствующим в тесте, и понимается именно как отрицание самого цвета. Таким образом, этот цвет представляет отрицание, безусловное «нет», отказ, отказ и всегда выражает серьезный экзистенциальный, аффективный, адаптивный или реляционный дискомфорт.

Цвет, прилегающий к предпочтительному черному, приобретает значение:

Синий/черный: стремление к спокойствию и привязанности, к спокойной и бесконфликтной обстановке; внушаемость и аффективная зависимость; фобический страх перед тем, что рискованно.

Зеленый/черный: эгоцентричное, упрямое, нарциссическое отношение, потребность в сильных подтверждениях, уверенности, контроле.

Красный/черный: импульсивность, низкая терпимость к разочарованию, действию, демонстрации силы, беспокойству, раздражению, агрессивному поведению.

Желтый/черный: потребность в облегчении, чувство безнадежности, ожидание внезапных и катастрофических действий, чтобы положить конец проблемам; у взрослых и подростков эта пара может указывать на опасность самоубийства.

Фиолетовый/черный: гиперчувствительность, соблазнение, конверсивные тенденции, эмоциональная лабильность, внушение, магически-детское мышление, психологическая зависимость, психическая слабость.

Коричневый/черный: самоповреждающие отношения, регресс в теле, физическое оцепенение как защита от психических страданий, абсолютное пренебрежение и желание восстановительного расслабления, необходимость забыть, наличие травмы, от которой хочется избавиться.

Значение черного цвета в психологии

Серый/черный: оппозиция, отсутствие сотрудничества, эмоциональное отчуждение, недовольство, демотивация, разочарование, сопротивление, защита от депрессивного бедствия.

Значение черного цвета в маркетинге

В основе психофизического восприятия цветов лежат не только психологические тесты, но и маркетинговые исследования, реклама и многие другие аспекты, влияющие на нашу повседневную жизнь.

Иногда выбор цвета может показаться случайным, но редко бывает так, что кто-то купит платье нелюбимого цвета, потому что платья желаемого цвета было кончились, или по другим условным причинам; но вряд ли компания выпустит продукт на рынок, не изучив его цвет.

Черный вызывает тайну, и это может хорошо пойти, если черный использован в небольшой степени или для технологических продуктов. Для брендинга и упаковки черный является классическим и регулярно используется в схемах маркетинга или в качестве основного компонента или для выделения текстовых или графических символов.

Черный также может передавать силу, роскошь, изысканность и авторитет, и может использоваться для маркетинга любого продукта, от автомобилей и электроники до роскошных отелей и финансовых услуг.

Значение черного цвета в архитектуре и дизайне

При изучении элементов, способствующих ощущению благополучия или дискомфорта, нельзя пропустить функцию цвета. По сути, восприятие цвета играет определяющую роль в отношениях, которые человек устанавливает с окружающей средой.

В западном мире хроматическим различиям присваивается множество других форм символизма, которые в определенной среде соответствуют различным психологическим восприятиям. Черный цвет ассоциируется со смертью и страданиями, трауром, тьмой тьмы, ужасом неизвестности, магией и тайной, а также с торжественностью и доверием.

В интерьерах черный обычно используется с другими цветами, поскольку он выделяет их, делая их ярче. Психологическое восприятие, связанное с цветами, используемыми для внутренних стен, увеличивает восприятие глубины пространств, полноты, тяжести.

Значение черного цвета в моде

Психология моды идентифицирует в черном интенсивную символическую ценность защиты: выбор черной одежды может иногда проявляться бессознательной защитой от стресса и особенно интенсивных и стремительных эмоций.

Значение черного цвета в психологии

Черный, цвет неизвестного, того, что тайно и скрыто, представляет в одежде защитную и пограничную преграду между собственным внутренним миром и внешней средой, защищая и скрывая самые бурные и интимные эмоции, собственную уязвимость и неуверенность, отсутствие уверенности в себе.

Если белый раскрывает и выставляет на свет, черный, наоборот, скрывает, окутывает и опекает. Если некоторые выбирают черный, чтобы скрыть или замаскировать части своего тела, которые трудно принять, такие как округлости, другие используют черный, чтобы неосознанно скрыть внутренние части своей личности или настроения.

Кроме того, черный цвет ассоциируется с сильным чувством принадлежности: в клубных и общественных мероприятиях одежда черного цвета часто используется для обозначения агрегации и равенства. Это своего рода символическое единообразие принадлежности к определенной группе, команде, социальному или политическому клану.

Кроме того, в психологии цвета черный представляет собой эмблему власти, власти и контроля. Одежда с преобладанием черного может свидетельствовать о бессознательном намерении получить уважение и покорность других, а также о желании передать чувственность, утонченное обаяние, самоконтроль и утонченность.

Пример — широко распространенное «маленькое черное платье» и черный галстук на элитных общественных мероприятиях.

Библиография

Avvisati, M. O. (2018). Storia del colore nero. Tra miti e leggende, dall’antichità a oggi.

Costa, M. (2009). Psicologia ambientale e architettonica. Come l’ambiente e l’architettura influenzano la mente e il comportamento. Милан: Франко Анжели.

Cremaschini, M. (2017). Il Test dei colori di Lüscher. https://www.marilenacremaschini.it/il-test-dei-colori-di-luscher/

Де Марко, С. М. (2015). Psicologia e Architettura: studio multidisciplinare dell’ambiente. Villanova di Guidonia: Aletti Editore.

Del Longo, N. (2011). Il Test dei colori di Lüscher. Manual di diagnostica in età evolutiva. Milán: Franco Angeli. Kotler, P., Lane Keller, K., Ancarani, F., Costabile, M. (2012). Marketing Management. Milán: Pearson Italia.

Lomazzi, G. (2011). La storia dei colori. Il significato e l’uso dei colori dall’antichità a oggi. Homeless Book.

Lupoli, M. (2018). Cosa significa vestirsi di nero? http://www.psicomoda.it/2017/05/perche-ci-vestiamo-di-nero-psicologia-della-moda-guardaroba-vestiti-neri-significato-psicologico-colore-colori.html

Lüscher, M. (1997). Il test dei colori. Diagnostica e terapia. Roma: Armando Editore.

[свернуть]

Оставьте комментарий