Сиреневый цвет является одним из оттенков фиолетового, который генерируется сочетанием последнего с белым цветом. Фиолетовый, в свою очередь, может быть получен путем сочетания холодного цвета (синий) и теплого цвета (красный).
И фиолетовый, и сиреневый связаны с различными психологическими и культурными значениями.
Описание и характеристики сиреневого цвета
Сиреневый цвет получил свое название от ботанического вида syringa vulgaris, который включает в себя цветы, отличительной особенностью которых является этот цвет. В него входит широкий спектр оттенков — от светло-сиреневого до обычного сиреневого, французской сирени, лилового и лавандового.
Кроме того, сиреневый может быть получен путем сочетания фиолетового с белым цветом, поэтому считается одним из многих видов фиолетового цвета. Другими производными фиолетового являются лиловый, пурпурный или бордовый.
Каждый из них варьируется в зависимости от интенсивности самого фиолетового. Со своей стороны, фиолетовый считается одним из основных цветов системы RGB (Red, Green, Blue), которая является хроматическим анализом, разработанным Исааком Ньютоном путем разложения солнечного света.
Это разложение получалось с помощью стеклянной призмы с различными длинами волн, которая достигала хроматического круга с цветами фиолетового, индиго, синего, зеленого, желтого, оранжевого и красного.
Для системы RGB белый свет может быть воссоздан путем суммирования трех цветов: зеленого, сине-фиолетового и красно-оранжевого. Эти цвета не могут быть получены сочетанием других, поэтому они считаются основными цветами. Эта система используется для анализа световых, непигментарных свойств каждого цвета.
Для анализа пигментных свойств фиолетового (что позволило систематизировать цвета в чернилах) была разработана другая система, известная как CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный). В этой системе цвета, которые не могут быть получены путем смешивания других, — это синий, желтый и красный (основные цвета); с добавлением черного в качестве базового пигмента.
Для CMYK фиолетовый цвет — вторичный цвет, который получают сочетанием красного и синего цвета. Со своей стороны, сиреневый цвет генерируется сочетанием фиолетового с белым, поэтому он считается одним из многих оттенков первого.
Как люди воспринимают сиреневый цвет
В сетчатке человеческого глаза фиолетовый и сиреневый воспринимаются одновременным возбуждением синих и красных конусов, расположенных в ямке (в центре лютеиновой макулы глаза). Эти конусы действуют как трихроматические рецепторы через зрительный нерв, который отвечает за передачу хроматических сообщений в мозг.
Через длину волны от 380 до 420 Нм (которая разворачивается перед воздействием хроматического стимула) генерируются синие и красные огни, которые в конечном итоге позволяют нам воспринимать фиолетовый, а также его различные оттенки.
Вышеизложенное представляет собой одно из описаний механизмов обработки цвета, предлагаемых физиологией. Но в психологии и антропологии есть свои объяснения значений на индивидуальном и культурном уровне цветов.
Значение сиреневого цвета в психологии
Для психологии цвет тесно связан с эмоциями. Это так, потому что после восприятия хроматических диапазонов через зрительный нерв, остальная часть нашей системы активирует различные эмоции, связанные с личным и социокультурным опытом с каждым цветом.
Например, для цветовой психологии холодные цвета, такие как синий, являются квинтэссенцией, которые передают ощущения спокойствия, в то время как горячие цвета, такие как красный, вызывают возбуждение. Как предположила Ева Хеллер (2004) каждый цвет может изменить свое значение в зависимости от того, как он смешивается с другими цветами.
В связи с этим Ева Хеллер предполагает, что сиреневый цвет был связан в западной культуре с неоднозначным изображением косметики, тщеславия и зрелости женщин. В других оттенках фиолетовый цвет может относиться к легкомысленному и в то же время к оригинальности.
Точно так же, находясь в одном из самых низких оттенков фиолетового, сиреневый цвет был связан со спокойствием, сладостью, теплом, сдержанностью и небольшим воздействием.
Он не ассоциируется с негативным поведением, напротив, к нему относят все, что связано с чувствительностью, сочувствием, добротой, балансом и зрелостью. Все вышеперечисленное служило для стратегического использования цветов в соответствии с ощущениями и эмоциями, которые они хотят вызвать.
Это повлияло на различные сферы, начиная от психотерапии и заканчивая архитектурой и маркетингом. Например, сиреневый — репрезентативный цвет экстравагантности модерна.
Культурные значения сиреневого
Цвета не только активируют эмоциональное восприятие и переживания на индивидуальном уровне, но и могут мобилизовать различные социальные коды в зависимости от того, как они использовались культурно. Даже в рамках одной культуры значение цветов и их оттенков может варьироваться.
Например, в Европе фиолетовый цвет подразумевает покаяние, хотя фиолетовый цвет в светлых тонах относится к смирению. В этом же смысле одна из первых классификаций цвета по его социальным значениям была сделана Гете, который на моральном уровне связывал фиолетовый цвет с бесполезным или прибыльным.
На интеллектуальном уровне он связывал его с фантазией и нереальным. Что касается социального статуса, то он отождествляет его с художниками, а на уровне культурных традиций — с духовностью, магией и богословием.
Действительно, для церкви фиолетовый и его различные оттенки символизировали любовь и истину, хотя и в постоянном напряжении, со страстью и страданиями. На самом деле это цвета, связанные с репрезентативными эпохами, такими как Великий пост и пришествие, которые отмечаются до Пасхи и перед Рождеством соответственно.
В те же даты эти цвета используются в одеже епископов. С другой стороны, в Южной Америке фиолетовый цвет относился к радости, потому что он был в изобилии в различных цветах и урожаях в течение года. Наконец, в последнее время фиолетовый цвет был связан с феминистскими движениями в разных частях мира.
Heller, E. (2004). Психология цвета. Как цвета действуют на чувства и разум. Издательство Густаво Гили: Испания.
Льоренте, С. (2018). Сравнительный анализ хроматической символики в рекламе. Nike в Китае и Испании. Виват. Журнал связи, 142: 51-78. Parodi Gastañeta, F. (2002).
Хромосемиотика. Значение цвета в визуальной коммуникации http://200.62.146.19/bibvirtualdata/publicaciones/comunicacion/n3_2002/a07.pdf.
Rivera, M. A. (2001). Восприятие и значение цвета в разных социальных группах Журнал Изображение, 53: 74-83.
Сиреневый цвет символизирует спокойствие и гармонию. Он помогает расслабиться и наладить внутренний баланс. Этот цвет вдохновляет на творчество и придаёт уверенность. Мне очень нравится, как он создает уютную атмосферу!