Опубликовано: 8 октября 2021 / Обновлено: 20 марта 2022
Психология цвета

Цвет в античной культуре, Древняя Греция и Древний Рим

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Античные философы приблизились к представлениям о цвете, которые приняты сегодня. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.

Цвет в античной культуре, Древняя Греция и Древний Рим

Варианты разделения цвета в Древней Греции

Цвет и стихия по Эмпедоклу

Эмпедокл выделял четыре основных стихии (земля, огонь, воздух, вода) и наделял каждую из них своим цветом. Земля – жёлтый цвет, огонь – красный, воздух – белый, вода – чёрный. Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления.

49708798_0d01067[1]Проблемой цвета с большим интересом занимался Демокрит, основоположник атомистического учения. Он написал трактат «О цветах», в котором выделил четыре основных цвета:

  • белый,
  • чёрный,
  • красный,
  • жёлто-зелёный.

Другие цвета образуются путём смешивания этих четырёх: золотой и бронзовый получаются смешением белого и красного, пурпурный цвет получается из белого, чёрного и красного, синий – из чёрного и красного и др.

Символика цвета по Демокриту

Демокрит утверждал, что белое – это то, что гладко.

«Действительно всё, что не является шероховатым, не создает тени и не является непроникаемым, всё таковое является блестящим. А блестящее должно иметь прямые проходы [быть «хорошо просверлённым»] и быть прозрачным…».

Чёрное противоположно белому. Оно состоит из шероховатых, неровных и неодинаковых фигур.

«Потому-то ведь они и должны вызывать тени и их поры не быть прямыми и не быть легко проходимыми». Красное – из больших фигур, накапливающих тепло. «…Более красными являются [тела], состоящие из значительных [по размеру, по плотности] фигур, как, например, пламя и уголь от зеленого или сухого дерева. [Таковыми же] является и железо и прочее, что подвергается действию огня, ибо то, что обладает наибольшим и тончайшим огнём, то имеет и наибольший блеск, а то, что содержит более густой огонь и в меньших размерах, – то является более красным. Жёлто-зелёное состоит из плотного и густого.»

В таких «странных» утверждениях Демокрита можно найти логику. Античность понимает всё бытие как вещественное, как тело. Цвет выделяли из цельной жизненной картины и понимали его как вещество, как осязаемое тело.

Aristotle_Altemps_Inv8575[1]

Цветовая схема по Аристотелю

Аристотель использовал экспериментальный метод. Он выделил три основных цвета: белый, чёрный и жёлтый. Белый цвет — это вода, воздух, земля; чёрный —  распад, разрушение, неравновесие, переходность состояний.

Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее жёлтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

Аристотель написал два трактата: «О цветах» и «О чувственном восприятии». Он был первым в истории мысли, кто попытался онтологически обосновать феномен света и цвета, и первым стал исследовать теорию смешения цвета.

Plato_Pio-Clemetino_Inv305-197x300[1]

Еще: Цветовая символика в эпоху Ренессанса

Определение цвета по Платону

Платон в своей философской системе отошёл от зрительного восприятия цветов. У него преобладало отношение к цвету как к мистическому символу.  Платон признавал только естественные цвета и естественную краску.

Он считал, что любой цвет – не бесформенный, а обладает определенной фигурой. По его мнению, самый красивый цвет — белый, богам следует приносить белые ткани и им вообще подобает белый цвет.

Белый и золотой (жёлтый) считались божественными цветами, выражали благо, счастье, истину, добро, гармонию. Тёмные и особенно чёрный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д. Белое разрешает, разжижает цветность, чёрное – стягивает, собирает.

Отношение к цветам в Древней Греции во многом определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться «безобразным».

Древнеримская цветовая символика

Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов.  Основными цветами для них по-прежнему считались:

  • белый — цвет величия и благородства;
  • жёлтый (атрибут Аполлона, бога солнца)  выражал великодушие, интуицию и интеллект;
  • красный (цвет Марса, бога войны)  выражал страсть, чувственность и животворные силы;
  • синий считался атрибутом Юпитера и Юноны, богов неба) и означал религиозное чувство, преданность и невинность;
  • зелёный — цвет Венеры, богини любви и красоты, а также цвет Природы. О символизировал плодородие полей,  симпатию и приспособляемость.

Сочетание белого с красным считалось очень значимым и являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпурный цвет считался цветом императоров и членов царского дома, означал власть, духовность, величие. Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряжённой четвёркой белых лошадей, производил сильное впечатление.

Белый цвет стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет. Также он считался цветом благородства, величия. Также белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.

4024-original[1]

Общее и отличия в отношению к цвету в Древнем Риме и Древней Греции

В белом ходили жрецы Древней Греции. Также в Древней Греции и Риме одежду белого цвета надевали при трауре. В Древней Греции женщины, одетые в белое, символизировали жертвенность любви, жизни, переходящей в смерть. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали.

По древнегреческой легенде, первой на свет появилась белая роза  из морской пены, сопровождавшей выход богини любви и красоты Афродиты из морских глубин. Возлюбленный Афродиты, красивый юноша Адонис, однажды отправился на охоту и был смертельно ранен вепрем.

Афродита находилась далеко в тот момент, но услышала стоны своего возлюбленного. Когда она увидела с вышины, что он лежит в луже крови, мгновенно спустилась с неба на своей колеснице. Не остановил богиню даже колючий терновник, преграждавший ей путь. Терновые колючки до крови оцара­пали ей руки и ноги, причинив сильную боль. Из капелек крови Афродиты выросли красные розы.

dionis111[1]Красный — это цвет воинов. Это цвет Марса, цвет смелости и мужества в борьбе. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет. Согласно мифологии, от связи Марса и богини любви красоты Венеры, также связанной с красным цветом, рождается «гармония».

В красном изображался и греческий бог Дионис (сын Зевса и Деметры) – бог плодородия, растительности и виноделия.

В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима.

300-02[1]В Древней Греции очень любили  жёлтый цвет. Одежда этого цвета считалась нарядной и праздничной. Древнегреческий бог солнца Гелиос изображался на солнечной колеснице в жёлтых одеждах. Днём он мчится по небу на четверке огнедышащих крылатых коней, запряженных в золотую колесницу, а ночью склоняется к западу и переплывает море в золотой чаше к месту своего восхода.

В Древнем Риме невесты одевали жёлтую фату. Этот обычай связан с символикой любви и счастья, воплощённых в жёлтом цвете.

В Древнем Риме зелёный цвет одежды был исключительно женским. Поэтому их выражение «зелёный», «зеленоватые нравы» относилось к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Синий цвет в Древней Греции считался мужским цветом. А в Древнем Риме, наоборот, к синему относились враждебно. Для них это был цвет варваров и траура.  По свидетельствам Цезаря и Тацита, варвары (кельты и германцы) раскрашивали свои тела синей краской для устрашения врагов.

Таким образом, в эпоху античности учёные уже пытаются обосновать теорию цвета, а Аристотель стал исследовать теорию смешения цветов.

Использованная литература:
Б. Базыма «Цвет и психика». Монография.
Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет)
Л.Н. Миронова «Семантика цвета в эволюции психики человека. Проблема цвета в психологии».
Е. Монастырская. Символика цвета (интернет).

Оставьте комментарий