Опубликовано: 2 ноября 2021 / Обновлено: 7 ноября 2021
Психология цвета

Что такое тест Люшера и как в нем используются цвета

Тест цветов Люшера является проективным. Это метод проективной оценки, который начинается с привязки предпочтения или отклонения различных цветов к выражению определенных психологических состояний. Этот тест широко используется в различных областях и вызывает различные противоречия в отношении характера его применения и методологических критериев.

Что такое тест Люшера и как в нем используются цвета

Ниже рассмотрим теоретические основы, с которых начинается тест Люшера, а затем объясним процесс применения и интерпретации и, наконец, представим критические замечания, сделаны на его счет.

Происхождение и теоретические основы теста Люшера

В 1947 году, изучив взаимосвязь между цветом и различными психологическими диагнозами, швейцарский психотерапевт Макс Люшер создал первый тест эмоциональной и психологической оценки, основанный на предпочтении определенных цветов и их отношении к личности.

Это тест проективного типа, то есть инструмент для исследования личности и психики, используемый для диагностических целей в различных областях, таких как клиническая, трудовая, образовательная или судебно-медицинская экспертиза.

Этот тест направлен на изучение психических измерений, к которым нет доступа другими средствами (например, с помощью словесного языка или наблюдаемого поведения).

В целом тест Люшера основан на идее, что серийный выбор восьми различных цветов может объяснить определенное эмоциональное и психосоматическое состояние человека.

Связь между цветами и психологическими потребностями

Тест Люшера начинается со связывания теории фундаментальных и дополнительных цветов с фундаментальными потребностями и потребностями, которые косвенно влияют на психологические механизмы.

Другими словами, он берет психологию цвета, чтобы установить связь между психологическими реакциями и хроматическими стимулами, где каждый человек должен психологически реагировать на наличие определенного цвета.

Таким образом, хроматическая стимуляция может активировать реакции, которые говорят об удовлетворении или неудовлетворенности фундаментальных психологических потребностей.

Вышеизложенное рассматривается как универсальное явление, разделяемое всеми людьми, независимо от культурного контекста, пола, этнической принадлежности, языка или других переменных. Кроме того, он защищается на том основании, что все люди имеют нервную систему, которая позволяет реагировать на хроматическую стимуляцию, а вместе с этим активировать различные психологические механизмы.

Объективный компонент и субъективный компонент

Тест Люшера учитывает два элемента, которые связывают психологические состояния с выбором определенных цветов. Эти элементы заключаются в следующем:

  • Цвета имеют объективное значение, то есть одна и та же хроматическая стимуляция вызывает одинаковую психологическую реакцию у всех людей.
  • Тем не менее, каждый человек устанавливает субъективное отношение, которое может быть либо предпочтением, либо отказом от хроматического стимула.

То есть это часть рассмотрения того, что все люди могут одинаково воспринимать разные хроматические диапазоны, а также испытывать одни и те же ощущения через них. Таким образом, он приписывает объективный характер живому качеству, связанному с каждым цветом.

Например, красный цвет активирует у всех людей одинаково возбуждающее чувство, независимо от внешних переменных для самих людей.

К последнему добавляется субъективный характер, поскольку он утверждает, что из-за того же чувства возбуждения, которое вызывает красный цвет, один человек может предпочесть его, а другой может полностью отвергнуть.

Таким образом, тест Люшера подразумевает, что выбор цвета имеет субъективный характер, который невозможно точно передать с помощью словесного языка, но может быть проанализирован с помощью, казалось бы, случайного выбора. Это позволило бы понять, какие люди на самом деле, как они выглядят или как они хотели бы выглядеть внутренне.

Применение и интерпретация: что означают цвета?

Процедура применения и расшифровки результатов теста Люшера проста. Человеку представлено восемь карт разных цветов, и его просят выбрать карту, которая ему больше всего нравится. После этого попросят рассортировать остальные карты в соответствии с собственными предпочтениями.

Каждая карта имеет номер на обратной стороне, и сочетание цветов и цифр позволяет выполнить процесс интерпретации, который зависит, с одной стороны, от психологического значения, которое этот тест придает каждому цвету, а с другой — от порядка, в котором человек разместил карты.

Хотя применение теста основано на простой процедуре, его интерпретация довольно сложна и деликатна (как это часто бывает с проективными тестами). Хотя это не является достаточным условием, для выполнения интерпретации необходимо начать со знания значения, которое Люшер приписывает выбору или отказу от различных цветов.

Они известны как «цвета Люшера», потому что это цветовая гамма, которая имеет особую хроматическую насыщенность, отличную от той, которая встречается в повседневных предметах. Люшер выбрал их из 400 различных хроматических сортов, и критерием их отбора было влияние, которое они оказывали на наблюдаемых людей.

Такое воздействие включало как психологические, так и физиологические реакции. Чтобы структурировать свой тест, они классифицируются следующим образом.

Основные цвета

Они представляют собой фундаментальные психологические потребности человека. Это синий, зеленый, красный и желтый цвета.

В очень широких чертах, синий цвет представляет собой потребность в удовлетворении и привязанности.

Зеленый представляет отношение к себе и потребность в самоутверждении (защита себя).

Красный намекает на возбуждение и необходимость действовать.

И, наконец, желтый представляет проекцию (понимаемую как поиск горизонтов и отражение изображения) и необходимость предвидеть.

Положительное восприятие этих цветов по Люшеру является показателем сбалансированной психологии, свободной от конфликтов или репрессий.

Дополнительные цвета

Это фиолетовый, коричневый, черный и серый цвета. В отличие от основных, или фундаментальных цветов, предпочтение дополнительных цветов может быть истолковано как показатель стресса или манипулятивного и негативного отношения.

Хотя они также могут указывать на некоторые положительные качества в зависимости от того, как размещены. Кроме того, выбор этих цветов связан с людьми, которые имеют опыт низкого предпочтения или отказа.

Фиолетовый цвет является репрезентативным для трансформации, но также является показателем незрелости и нестабильности.

Коричневый представляет собой чувствительное и телесное, то есть он напрямую связан с телом, но, имея низкую жизненную силу, его выбор на первых позициях может указывать на стресс.

Серый, с одной стороны, свидетельствует о нейтралитете, равнодушии и возможной изоляции, но также о благоразумии и самообладании.

Черный является представителем отречения или пренебрежения, и в максимальной степени он может указывать на протест и бедствие.

Наконец, белый цвет работает как контрастный цвет предыдущих. Тем не менее, он не играет фундаментальной роли в психологических и оценочных значениях для этого теста.

Позиция

Интерпретация теста не завершается исключительно приписыванием значения каждому цвету. Как мы уже говорили, Люшер связывает такие значения с субъективным опытом того, кого оценивают. То есть результаты теста во многом зависят от положения, в котором человек разместил цветные карты.

Для Люшера последнее учитывает позицию и направление индивидуального поведения, которое может быть руководящим, восприимчивым, авторитарным или внушаемым.

Такое поведение, в свою очередь, может оказаться в постоянном или переменном положении. Это варьируется в зависимости от того, как устанавливается связь с другими субъектами, объектами и интересами человека.

Процедура интерпретации теста Люшера выполняется на основе руководства по применению, которое включает различные комбинации и положения цветов с их соответствующими значениями.

Критические замечания

С методологической точки зрения, для Susana Sneiderman (2011) проективные тесты имеют значение как “связующие гипотезы», поскольку они позволяют устанавливать связи между метапсихологией и клиникой, а также исследовать аспекты субъективности, которые в противном случае были бы неразборчивыми.

Исходя из двусмысленности и широкой свободы ответов, эти тесты позволяют получить доступ к трудно вербализуемым элементам, таким как фантазии, конфликты, защита, страхи и т. д.

Однако, как и в случае с другими проективными тестами, Люшеру приписывают “субъективный” способ интерпретации, подразумевая, что его интерпретация и результаты в значительной степени зависят от личных критериев каждого психолога или специалиста, применяющего его. То есть она приходит к выводу, что это тест, который не дает “объективных» выводов, что вызвало много критики.

В том же смысле тест Люшера критикуют за невозможность обобщить его выводы из-за отсутствия стандартизаций, соответствующих методологическим критериям объективности традиционной науки.

Например, критерии, поддерживающие психометрические тесты. В этом смысле проективные тесты имеют научный статус, который вызвал довольно много споров, особенно среди специалистов, которые считают этот тип теста “реактивным” и в лучшем случае решили систематизировать их количественно.

Таким образом, этот тест подвергался критике как из-за отсутствия критериев, которые могли бы обеспечить его надежность, так и из-за низкой возможности воспроизведения его результатов.

С другой стороны, были также подвергнуты критике идеи функциональности и патологии (и возможное воспроизведение предубеждений, предрассудков или стигм различного рода), которые теоретически поддерживают интерпретации этого теста.

Библиография

Муньос, L. (2000). Тест Люшера I. применение и интерпретация.

Sneiderman, S. (2011). Соображения о надежности и достоверности в проективных методах. Субъективность и когнитивные процессы (15)2: 93-110.

Вивес Гомила, М. (2006). Проективные тесты: применение к клинической диагностике и лечению. Барселона: Университет Барселоны.

[свернуть]

Оставьте комментарий